В настоящее время жанры клоунады и пантомимы чаще смешиваются, хотя, если уточнять вопрос, то в клоунаде допустимы реплики, а в пантомиме нет. Кроме того, мимы могут затрагивать печальные темы, далёкие от юмора, а вот клоуны обязательно должны в той или иной мере соблюдать «смеховые рамки».
Впрочем, гости Четвёртого театрального фестиваля «Территория жеста» могли 4 ноября воочию посмотреть выступления и клоунов, и мимов, чтобы сами для себя решить, в чём различие этих жанров. Так или иначе, но все номера были разнообразными, каждое выступление по-своему ярким.
Дуэт клоунесс из Астрахани – Киры Титовой и Зульфии Аймухамедовой – показал репризу «Соперницы».
Две девицы всеми силами пытались перетянуть каждая на себя внимание мужчин из зрительного зала, пуская в ход друг против друга запрещённые, но смешные приёмы.
Александр Украинец, Достон Кошкаров и Жавохирхон Хужаев из Ташкента (Узбекистан) вышли с репризой «Конкурентная любовь».
Разухабистый номер о соперничестве за красотку вызывал веселье зрителей, особенно тех, кто узнал в даме Александра Украинца, за день до этого блеснувшего комической ролью узбекской матери в спектакле «Семейные традиции Узбекистана».
Интересный момент: при исполнении клоунады на сцене глухих, так же как в танце или в ЖЯ-песне, артисты порой нуждаются в корректировке со стороны. Это необходимо, если выступление сопровождает музыка, и важно попадать в её ритм, чтобы номер смотрелся филигранно. Пожалуй, мимика таких суфлёров мало чем уступает выражению эмоций на сцене. Узбекистанских клоунов координировал ташкентский слабослышащий режиссёр Олег Ощепков.
Читинец Вячеслав Болванов вышел с рисунком котёнка – сообразно названию своего выступления: «Котёнок»
Дружбы со зверушкой не сложилось. Клоун очень ясно показал, сколько неприятностей может доставить милый с виду, но шкодливый по характеру котёночек, например, забравшись в штаны хозяина.
Армяне Саргис Саргсян, Мери Казарян и Вардан Зурнаджян привезли из Еревана клоунаду «Муха-муха».
Номер был с фантасмагорическим оттенком, поскольку муха, которую пытался прихлопнуть клоун в угоду клоунессе, вдруг превратилась в некое демоническое существо, забравшее героиню.
Санкт-петербургские комики Николай Андрюхин и Валентина Каспари порадовали публику репризой «Открытый урок»
Сюжет был прост: учительница музыки пытается добиться от глухого ученика успехов в своем предмете. Целый каскад забавных гэгов ожидаемо не привёл к желаемому педагогиней результату.
Суфлировала питерским артистам глава санкт-петербургского коллектива «Лексема», примадонна самодеятельной сцены глухих северной столицы Людмила Герман.
Алексей Танабаев, Елена Васильева, Елена Гришина и Елена Свионтковская (Хабаровск) выступили с номером «Дискотека».
По сюжету мальчик пошёл по рукам взрослых клоунесс, и его мнения никто не спрашивал. В ходе этого мини-спектакля были показаны в комичном стиле самые разные направления танцев: от танго до хип-хопа.
В качестве суфлёра для хабаровских клоунов выступала Ольга Свионтковская, глава Хабаровского регионального отделения ВОГ и сестра одной из клоунесс.
Завершала цикл выступлений в номинации «Клоунада» команда из Воронежа: Артём Анисимов, Наталья Обрезкова и Марина Зуб с репризой «Свидание».
Старая, как мир, история о соперничестве двух дам за внимание мужчины. Впрочем, тот, устав от надоедливых особ, больше заинтересовался зрительницами в зале, кинул им цветок и велела передавать его дальше и дальше. Развить это направление клоуну не дали обиженные клоунессы.
Зрительница, которой достался цветок от хабаровского лицедея, была весьма довольна.
Этап представлений в номинации «Пантомима» был открыт жителями Искитима (Новосибирская область): Уулу Кыялбеком, Татьяной Клюевой и Оксаной Занкович.
В номере «Ворона, волк и лиса» по-своему интерпретировалась и расширялась известная басня Крылова. По сюжету, в конце концов, ворона оказалась глухой, и поэтому ни волк, ни лиса не получили вожделенного сыра.
И снова на сцену вышли армяне – Роберт Цатурян, Саргис Саргсян и Вардан Зурнаджян – с пантомимой «Подранки».
Пожалуй, это была самая социально глубокая пантомима из всех показанных. Ереванские мастера метафорически показали, что человек, стремясь помочь другим, может понести наказание за доброту, и никто не придёт ему на помощь. Отметим, что в номере принимал участие сам слышащий руководитель группы глухих мимов Роберт Цатурян. Цатурян и Саргсян не новички на фестивале: армянские мимы покоряли зрителей ещё в 2018 году на самой первой «Территории жеста».
Альбина Петрова из мордовской столицы – города Саранска – подготовила к фестивалю номер «Жизнь»
Номер, рассказывающий о детстве, взрослении и старости, далеко не нов, его показывали в своё время и Марсель Марсо, и Леонид Енгибаров, но молоденькая мим-актриса сумела вложить обаяние в свою работу, умилив народ в зрительном зале.
«Кукушка» – так называлось выступление Тамары Райхлиной из Астрахани.
История с чёткой моралью – будьте ответственны за свою жизнь и жизнь своих детей, иначе впереди ждёт несчастливая старость.
Герр Амадеус Родермунд из немецкого города Мюнхена продемонстрировал свою фирменную пантомиму «Моцарт».
Из динамиков лилась фортепианная музыка Вольфганга Амадея Моцарта, а на сцене проходила жизнь его глухого двойника, куда-то спешащего и чего-то постоянно добивающегося. Родермунд с детства увлекался пантомимой, учился у слышащих профессионалов, имел успех среди них, но потом решил вернуться в мир глухих и снискал там не меньшую славу. С номером «Моцарт» Амадеус Родермунд побывал в трёх странах, а четвёртой стала Россия, точнее, «Территория жеста»!
Клоунада и пантомима – жанры старинные, но всегда безусловно пользующиеся успехом у любой публики. Потому что не всегда всё можно выразить голосом, иногда мимика и жесты лучше слов, что и доказывает фестиваль.