Ещё лет 6-7 назад в России про визуальную миниатюру, или, как можно ещё сказать, VV-искусство глухих, мало кто знал, хотя на Западе оно уже цвело пышным цветом. Но теперь визуальная миниатюра набирает всё больше поклонников и исполнителей на просторах нашей страны. Поэтому в этом году она впервые была включена в программу фестиваля «Территория жеста», и дебют нового жанра оказался весьма успешным.

VV-жанр – своего рода «жестовое кино», где буквально в трёхмерном пространстве показывается какая-нибудь история без слов. С помощью жестов то раскрывается панорама события, то возникает в увеличенном размере какой-то предмет или часть предмета, то меняется ракурс. Кинематографичность визуально-жестового искусства универсальна и понятна всем носителям любых жестовых языков, да и слышащим тоже, если их немного подучить основным принципам восприятия VV-миниатюр.

Выступления в номинации «Визуальная миниатюра» открывали новый конкурсный день Четвёртого международного фестиваля театральных искусств «Территория жеста». За кулисами волновались мастера VV-жанра. Словенец Дами Шебьян уточнял у актрисы из Ижевска термины русского жестового языка.

Самарская актриса проводила разминку пальцев, а актёр из Читы просто волновался у занавеса. Вот-вот им выходить и представлять на суд зрителей и судей свой уровень мастерства!

«АНЕКДОТЫ ГЛУХИХ». ДАМИ ШЕБЬЯН, МУРСКА-СОБОТА, СЛОВЕНИЯ.

Дами Шебьян приехал из города Мурска-Собота, который находится на окраине Словении у реки Мура. В своём городке Дами числится в труппе местного театра: он один глухой среди слышащих коллег. Что не мешает Шебьяну быть звездой своего города, регулярно радуя земляков своими выступлениями в жанрах клоунады, пантомимы и визуальной миниатюры. С номером «Анекдоты глухих» в Россию он приехал впервые.

Когда Дами Шебьян был моложе, он снимался в рекламе словенского ТВ, и его знала вся страна. Чаще всего глухого актёра узнавали по дредам, которые у Дами были не накладные, а собственные.

Артист из Словении показал разные забавные сценки из жизни глухих. Как неслышащий водитель на всех парах несётся на автомобиле, и его останавливает дорожный полицейский. Водитель показывает на уши, доказывая, что с глухого взять нечего, отказывается даже писать, убеждая полицейского в своей неграмотности. Но работник полосатого жезла не лыком шит и переходит на жесты! У него, оказывается, глухие родители, и жестовый язык полисмен прекрасно знает!

Глухому баскетболисту невдомёк, что игра окончена, и судья, изо всех сил надувая щёки, свистит ему. Спортсмен вдохновенно увлечён игрой и забивает очки за очками.

Если глухому приспичило пойти в туалет, когда самолёт садится на посадку, то кричать ему через закрытую дверь, чтоб он немедленно выходил, бесполезно. Приходится стюардам взламывать туалетную дверь. Бедный неслышащий пассажир, не успев надеть брюки, сконфуженно кричал в оправдание: «Ай эм деаф!!!» («Я глухой!»)

Хоть номер Шебьяна не совсем укладывался в критерии визуальной миниатюры, но публика тепло приняла выступление словенского артиста, тем более, что эти «анекдоты о глухих» являются реальностью жизни и неслышащих россиян.

ВИЗУАЛЬНАЯ МИНИАТЮРА «ОДУВАНЧИК». ВЯЧЕСЛАВ БОЛВАНОВ, ЧИТА.

Вячеслав Болванов приезжал на прошлогодний фестиваль «Территория жеста» в составе читинской группы мимов, которые тогда показали замечательную пантомиму «Волшебный поролон», вызвав восторг у зрительного зала.

На этот раз Вячеслав прибыл в одиночку, решив показать себя в клоунаде и в визуальной миниатюре. Днём раньше он успешно выступил клоуном в номере «Котёнок», а теперь попробовал себя в VV-жанре. По словам артиста, сюжет и постановку для VV-жанра он придумал совершенно самостоятельно.

Вячеслав с ходу погрузил зрителей в захватывающий мир круговорота природы: идут дожди, светит солнце, летает бабочка, падает семечко, в землю прорастают корешки, маленький росток вырастает в цветок одуванчик…

И вот одуванчик отцвёл, у него появилась большая пушистая шапочка. Однако, какой-то прохожий, сорвав одуванчик, сдувает его роскошную «шевелюру». Бедный одуванчик стыдливо прикрывает свою лысину, на его семена парашютами разлетаются далеко, чтоб дать жизнь новым одуванчикам. Дебют Вячеслава в визуальной миниатюре в полной мере удался.

ВИЗУАЛЬНАЯ МИНИАТЮРА «СКРАТ». МАРИНА ЗУБ, ВОРОНЕЖ.

Марина с номером «Скрат» выступала на III Всероссийском фестивале жестового языка в Казани, заняв там 2 место в номинации «Визуальная миниатюра».

Те, кто смотрел серию анимационных фильмов «Ледниковый период», знают, что Скрат – саблезубая белка, самый эмоциональный и комичный персонаж этого мульта.

Марина образно и живо показала безумную одержимость белки желудями. Зверёк был готов на всё, лишь бы добыть вожделенный плод дуба.

Комбинезон и причёска Марины ещё больше подчёркивали её сходство с белкой. Игра и мимика воронежской актрисы были настолько убедительны, что зрители забывали, что перед ними человек, а не сумасшедшая мультяшная зверушка.

ВИЗУАЛЬНАЯ МИНИАТЮРА «КОТ». ОЛЕСЯ СОШНИКОВА, САМАРА.

Олеся взяла сюжет для своей миниатюры из ютуб-ролика в интернете. В родном городе она дебютировала с этим номером, а в Москве эта визуальная миниатюра показана впервые.

Номер Олесе помогала ставить слышащий педагог Марина Ухмакова, руководитель самарской делегации артистов, прибывших на Четвёртый фестиваль «Территория жеста».

Олеся оригинально передавала повадки чутко следящего за окружающим миром хищника: пальцы рук, выставленные у глаз, изображали настороженно сузившиеся кошачьи зрачки.

Визуальная миниатюра хороша тем, что позволяет показать события, происходящие как бы одновременно. Во время вальяжного зевка кота, пока открывается пасть и обнажаются клыки – происходит ещё куча событий, которые успевают быть показанными Олесей.

 

Жанр визуальной миниатюры хорош тем, что позволяет артисту образно передать предмет или явление, тем самым погрузив зрителя с помощью пластики тела в 3D-действо. Но VV-миниатюра требует особой динамики движений, и его не так просто освоить. Фестиваль показал, что российские артисты успешно освоили этот пришедший с Запада новый вид сценического искусства.