При Алтайском государственном университете функционирует театральная мастерская «Homo Artisticus», которая сотрудничает с алтайским обществом глухих в области инклюзивной сцены. На фестиваль «Территория жеста 2021»  барнаульцы привезли спектакль «Валентин и Валентина» по мотивам популярнейшей в своё время пьесы Михаила Рощина и одноимённого фильма, любимого на протяжении поколений.

В труппу спектакля вошли 6 слышащих и 3 слабослышащих человека, а в качестве режиссёра-постановщика выступила двадцатитрехлетняя Елена Дрюк. В её портфолио уже 5 постановок, а в этот раз она впервые работала с неслышащими людьми. Премьера инклюзивного спектакля состоялась в Барнауле 27 октября – можно сказать, это была генеральная репетиция перед отправлением на «Территорию жеста».

За полчаса до начала представления Елена Дрюк провела для труппы артистическую разминку, напоминающую медитативные практики. Глухие и слышащие дружно разминали мышцы и голосовые связки.  Молодой режиссёр серьёзно подходит к делу!

С первых же минут спектакля «Валентин и Валентина» становится ясно, что постановка артхаусная, совмещающая слово, жесты и мультимедийные технологии. Сюжет сильно сокращён, остались самые ключевые моменты, потому что в нынешнее динамичное время уже некогда предаваться долгим излишним размышлениям о такой вечной теме, как любовь.

Неслышащие зрители удивились, увидев звезду российской ЖЯ-эстрады Владимира Белова, вышедшего в образе некоего ангела, скорее всего Купидона, поражающего землю стрелами любви. Как признался сам Белов, для него, матёрого эстрадника, было в новинку стать драматическим артистом, причём сразу в таком не простом для восприятия спектакле.

Роли влюблённых друг в друга Валентина и Валентину исполняли Евгений Алексеев
и Александра Паутова. Их персонажи – герои старой, вечной истории противопоставления чувств и рациональности.

Как и положено в артхаусных постановках, барнаульские актёры обходятся самым минимумом декораций, проявляя максимум креатива. К примеру, достаточно только веревки, тазика и самих артистов в роли столбиков, чтобы зрители увидели городской двор, где разворачиваются события.

Своеобразно была решена форма подачи реплик актёров: персонажи порой становились переводчиками с русского на жестовый язык, и наоборот. Например, сестра главной героини Женя, которую играет слабослышащая Валерия Жуйко, то вмешивается в ссору матери с дочерью, то переводит на ЖЯ их реплики. Накал ссоры Матери (Елена Григоричева) с дочерью Валей прекрасно передаётся в жестовом пересказе Жени.

— Валя! Сядь! Мы не закончили!

—  Я не хочу говорить в таком тоне.

— Какие мы гордые! Хорошо бы эту гордость приберечь для другого!

Весьма колоритна и своенравна Бабушка (Людмила Кочурова), третирующая бедного Валентина.

Одной из фишек спектакля стало общение через мессенджер. На экране читаются не только диалоги влюблённых, но и разговоры с разными друзьями. В оригинальной пьесе эти друзья то и дело появляются на сцене со своими репликами, но барнаульский режиссёр перевёл всю эту болтовню в онлайн-формат. Ведь теперь мы все чаще общаемся не вживую, а через ватсапы и телеграмы!

Лиза, мать Валентина (Галина Язкова), сочувствует сыну с его любовными перипетиями. Беседа проходит во взаимодействии: сын говорит голосом, мать переводит его слова публике на жестовый язык, а когда в диалог вступает сама Лиза, Валентин озвучивает её жесты. Этот момент удачно подчёркивает доверительные отношения матери и сына.

Когда идёт тяжёлый разговор между обеими мамами, в качестве переводчика на жестовый язык подключается Женя, а реплики Лизы голосом сопровождает сама мать Вали. Вот такой сложный симбиоз языков выстроен на протяжении всего представления.

И снова на сцене появляется Владимир Белов, на этот раз в роли добродушного хмельного Володи – ухажёра Риты, роль которой исполняет Мария Гусельникова. Забавно, что в классическом спектакле на гитаре играет сам Володя, а в этот раз на маленьком укулеле бренчит Рита, а Володя подпевает на жестовом языке.

Диалог Гусева (Ерлан Дюсембаев) с Валентиной:

— Я хочу поскорее кончить институт, я хочу жить в квартире, из которой видно море, я хочу сына и дочку, я хочу быть одета как куколка!..

—  Всё лежит вот здесь, в этом кармане! Там еще осталось шампанское?.. Сейчас мы выпьем и полетим…

Любовь не может расти в атмосфере неприятия и злобы. Но настоящее чувство может преодолеть все препятствия. Главное, чтобы люди нашли взаимопонимание друг с другом. Недаром самые последние слова спектакля в исполнении Белова звучат так:

—  Люди! Пожалуйста, не выключайте телефоны! Вам может кто-то позвонить или написать!

Андеграундный барнаульский спектакль показал, что театр развивается дальше, ищет современные подходы к сердцам зрителей и новые возможности. Фестивалю «Территория жеста» он пришёлся ко двору!