Гримёрка Театра мимики и жеста, отведённая для артистов из Самары, была завалена многометровыми отрезами лёгких тканей, привезённых для создания антуража спектакля «День рождения Инфанты». На сцене эти кучи тряпья превратились в дизайнерски продуманные изящные декорации, а яркие костюмы персонажей по моде XVI века заставляли вспомнить классический театр времён Шекспира или Мольера.
Творческий коллектив Самарского общества глухих уже участвовал в прошедших фестивалях «Территория жеста», выступая с жестовыми песнями и танцами. И с прошлого года самарцам запала в душу идея создать настоящий драматический спектакль по выверенным веками канонам, внятным сюжетом и нравственным месседжем для зрителя.
Режиссёр Владимир Шувалов, работающий с неслышащими самарскими энтузиастами сцены, провёл адаптацию сказки Оскара Уайльда «День рождения Инфанты», превратив её в пьесу. Шувалов же и занимался постановкой. Ребятам на репетициях было хоть и нелегко, но интересно осваивать совершенно новый для себя опыт игры в настоящей драматургии. Итак, премьера «Дня рождения Инфанты» состоялась на международном фестивале театральных искусств «Территория жеста 2021». Вот-вот прозвучит последний звонок, а король со свитой всё ещё волнуется за кулисами – как примет его выход народ?
Дворцовый сад в Мадриде. На прогулку в сопровождении фрейлин выходит молоденькая Инфанта, то есть испанская Принцесса (Анна Кузнецова).
По режиссёрской задумке некоторые персонажи выступают и в роли рассказчиков. Так фрейлины (Олеся Сошникова Юлия Макарова) сообщили зрителям, с чего всё началось:
— Сегодня день рождения Инфанты! Ей исполнилось ровно 12 лет, и солнце ярко светило в дворовых садах. Хотя она была настоящая Инфанта Испанская, день рождения у неё был только один раз в год, как и у бедных детей, и поэтому было для всей страны очень важно, чтобы погода ради такого дня была хорошая. И погода, действительно, была очень хорошая!
Пока Инфанта со своими фрейлинами веселится, за ним наблюдают Король (Роман Подлиннов) и Камеристка (Гузель Шаймарданова). Унылое молчание Короля Камеристка объясняет его горем по умершей жене, матери юной Инфанты.
Явились молодые придворные, занявшись увеселением аристократической именинницы. Юноши изобразили бой матадора с быком. Конечно, всё это была игра, и бык был не настоящий.
Когда быка «закололи», и тот скинул «шкуру», Инфанта была в восторге:
— Это было чудесно! Помню, я была в Севилье и видела настоящий бой с быком. Мне не понравилось. А ваш бой мне нравится, он гораздо веселее!
Главным событием дня рождения Инфанты стало явление Карлика, которого привели позабавить госпожу. Ужимки и непосредственность горбатого уродца донельзя радовали Инфанту и её свиту. Только Камеристка выразила недовольство: мол, невместно особе королевской крови так веселиться перед простолюдином!
Согласно режиссёрскому решению лицо Карлика не показывается зрителю до самого последнего момента. Артист держался спиной к зрителям, и публика гадала: как же выглядит Карлик, кто его играет?
Придворные (Александр Бакунин, Павел Байков, Илья Касилов) обсуждают новую игрушку Инфанты:
— Карлик совершенно не понимает, какой он безобразный и смешной!
Карлику велели подождать, когда Инфанта соизволит откушать и снова посмотреть его «выступление». Ему вручили розу от имени принцессы, и наивный уродец решил, что это – любовь. Карлик лежит на полу, играя цветком и вслух мечтая о будущей счастливой жизни. Зрителям по-прежнему толком не видно лица артиста, но ясны и понятны выверенные движения рук в жестовом языке.
Блуждая по дворцу в поисках Инфанты, Карлик натыкается на зеркало и не сразу понимает, что страхолюдное существо в отражении – это он сам. Несчастный постигает горькую истину и настоящее отношение к нему людей.
Именно в этот момент Карлик поворачивается лицом к зрителям. Знатоки сценической культуры общества глухих, хоть и не сразу, но узнали под слоями грима звезду самарского любительского театра Екатерину Федосину – актрису, органичную в любой характерной роли.
Инфанта и её свита недоумевают, почему Карлик не желает танцевать перед ними, а лежит на земле.
Вызывают Лекаря (Роман Подлиннов, сыгравший в начале Короля). Тот сообщает о смерти Карлика из-за разбитого сердца.
Последние слова Инфанты (и спектакля в целом):
— На будущее время, пожалуйста, чтобы у тех, кто приходит со мною играть, не было сердца совсем!
Публика тепло приняла представление самарских артистов. Все соскучились по классике – по красивым постановкам с яркими декорациями, патетической калькирующей жестовой речи, нарядам старых времён, незатейливой морали сюжета. И проверенную временем классику, и несущий в себе неожиданность авангард – всё это можно увидеть на международном фестивале театральных искусств «Территория жеста»!