Участники фестиваля «Территория жеста» из солнечного Узбекистана привезли постановку о традиционных семейных ценностях их родины. Интересно, что труппа этого театрального коллектива оказалась многонациональной: там есть и казашка, и азербайджанец, и узбек, и русские. Режиссёр, постановщик и сценарист в одном лице – Олег Ощепков, сам наполовину узбек, наполовину русский, слабослышащий. Имеет среднее специальное образование, но совсем не простое – окончил эстрадно-цирковое училище.

Администрация ташкентского дома культуры, где репетировали неслышащие актёры, создала им все условия для качественной подготовки к спектаклю, что впоследствии артисты и доказали на сцене ТМЖ. Примечательно, что одну из женских ролей играл мужчина, а мужскую, наоборот, женщина, что усилило комедийность сюжета.

Начался спектакль с видеозаставки с девушкой-узбечкой, которая на прекрасном русском жестовом языке рассказывала преамбулу предстоящих действий.

Всё началось с того, что мать (Александр Украинец) и отец (Жавохир Хужаев) горюют о том, что не могут выдать замуж своих трёх дочерей. «Ведь даже все соседи выдали замуж своих дочерей!» – в отчаянии вздыхает мать.

Весь антураж постановки выдержан в красочном восточном стиле: актёры были в узбекских костюмах, головных уборах и обуви. Даже настоящая скатерть и «мультимедийный» ковёр на экране соответствовали национальному колориту.

Мать находит кулёк с заначкой, в которой оказывается нехилая кучка золотых украшений. Родители решают продать их, чтобы вырученные деньги предложить возможным женихам. Но где же найти сразу аж троих женихов, причём побыстрее, чтобы не стыдно было перед соседями?

На помощь приходит сестра отца (Эльвира Лигай) и предлагает свои услуги в качестве свахи. Она обязуется найти женихов в течение трёх дней! Отец отдаёт ей деньги, вырученные с продажи золота.

В следующем действии отец едет в Московскую область, встречает там своего школьного друга, роль которого играла миниатюрная Камила Якубжанова. Вместе идут в чайхану. Нимало не смущаясь, правоверные мусульмане потребовали у официанта водки. Однако официант (Достон Кошкаров) говорит, что алкоголя тут не бывает. Друг ничуть не растерялся, сунул официанту деньги, и на столе тут же появилась бутылка беленькой. Земляки вспомнили школьные годы, затем друг рассказал, что женился на русской. «И теперь я сам убираю в доме, готовлю еду и вожу детей в школу. Разве я мужик?!» — горестно восклицал узбек, осевший в Подмосковье.

Папаша вернулся домой, страдая похмельем. Видимо, наслушавшись про домашний произвол жены товарища, он начинает требовать от своих дочерей (Екатерина Бабицына, Мадина Бирюкова, Муштарий Амонова) идеальной чистоты в доме, беспрекословного послушания. К слову, все дочери оказались на удивление светловолосыми.

Одна из дочерей сидит с ноутбуком за обеденным столом, что жутко возмущает отца. Однако, ему невдомёк было, что по интернету дочки искали себе женихов.

Александр Украинец был очень комичен в образе эксцентричной суетливой мамаши во всём желающей угодить своему мужу.

А сваха времени даром не теряла. Развив бурную деятельность, она выискивала женихов из зрительного зала. Понравившимся мужчинам она надевала тюбетейки и отдавала стопки купюр с уговором, что они женятся на её племянницах. Олег Ощепков заранее попросил троих актёров ТМЖ принять участие в постановке, но что именно им придётся делать – не сказал.

На роль женихов сестра отца выбрала актёров ТМЖ Алексея Лемешева, Сергея Родина и Антона Балушева. Отец дочерей одобрил женихов, даром что они были русские.

И вот наступил день сватовства. Девушек, целомудренно покрытых фатой, представили женихам. Следует отметить замечательную игру Эльвиры Лигай в роли свахи. Глядя на неё, забываешь, что это всего лишь актёрское перевоплощение: волей-неволей веришь, что эта женщина и на самом деле такая ушлая и пронырливая, готовая на всё, лишь бы соблюсти все традиции добропорядочной узбекской семьи.

В знак предстоящей свадьбы по узбекской традиции отец разламывает лепёшки пополам перед каждым женихом. Кстати, лепёшки оказались настоящими, причём их везли из Узбекистана.

Ну какая восточная свадьба без муллы и никаха, то есть заключения брака по мусульманским обычаям? Приглашённый отцом очкастый мулла (Одил Шодиев) прочитал молитву, пожелал молодым счастья. Незаметно отец сунул мулле за пояс денежку в знак благодарности. Надо отметить, что одна из дочерей ведёт себя весьма фривольно, она скидывает фату, закидывает ногу на ногу и качает ею. Сколько бы тётя не одёргивала её, свободолюбивой девушке всё нипочём.

И вот наступает утро после бракосочетания. Любопытная сваха спрашивает у своих племянниц: как прошла их первая брачная ночь? Одна с восторгом отвечает, что всё было просто супер, другая – что ни то ни сё, а третья охарактеризовала супружескую ночь одним словом: «Страшно!» Что думали по этому поводу трое «женихов»-актёров ТМЖ – осталось неизвестным.

Прошёл год. Радостные мать и отец принимают из рук зятьев народившихся младенцев.

Счастью узбекской родни нет предела! Все пускаются в пляс. Мать в эксцентричном танце уже в который раз бухается на колени, что жутко смущает золовку.

Спектакль срывал шквалы смеха у зрителей. Игра всех актёров без преувеличения была на высоком уровне. Было видно, что артисты и режиссёр тщательно старались вырисовывать характеры героев, продумывать каждую эмоцию. Не было ни одной заминки или скованности, как часто бывает у начинающих артистов, все выступили раскованно и ярко. Публика поняла идею Олега Ощепкова и его команды: важнее всего дружба между представителями различных национальностей, невзирая на различия в традициях и привычках! Ведь семейные ценности у каждого народа в почёте.